22.10.2016 "Православное слово Сибири".
Официальное издание Красноярской митрополии.
№ 8-9, август-сентябрь, 2016, стр.10-11, 22-23
Промыслительно в Красноярске оказалась выставка работ гениального фотохудожника Юрия Ивановича Холдина, день памяти которого – 29 июля. Нам повезло увидеть оригинальные фотографические произведения, сделанные им в Соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (собор построен в 1490 г.). Монастырь находится в 570 километрах к северу от Москвы, занесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также включён в Государственный свод особо ценных объектов народов России. Фрески же монастыря – это единственный в России подобный памятник с полным циклом росписей, сохранившийся до наших дней почти в неизменном виде спустя 500 лет...
Юрию Ивановичу впервые удалось осуществить тончайший художественный перевод фресковой иконописи и архитектуры собора на язык фотографического искусства. Причём, как он сам отмечал, при подготовке работы им взято «ощущение цвета, возникающее в пространстве храма в летний солнечный день». Поэтому новизна подхода Холдина заключается в области искусства фотографии, в найденном художественном ключе, когда мастер впервые определил время для предельно точного раскрытия сокровенного духовного содержания фресок. Это время – полдень солнечного дня, кульминационный момент Божественной Литургии. При этом целью, а не объектом съёмки как раньше, были сами фрески Дионисия.
Помимо высоких оценок известных деятелей культуры и искусства, труды Юрия Ивановича получили высочайшую оценку патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это для нас тем более важно, поскольку фрески собора Рождества Богородицы художественно переводят тексты Священного Писания и Предание Церкви, являют собой «богословие в красках». Юрий Холдин, работая в храме, в центре мироздания видел Бога и чтил предначертанный канон. Как чтил его во второй половине XV века мирянин иконописец-духовидец Дионисий и его помощники сыновья. Их плодотворная работа пришлась на эпоху возрождения русского религиозного самосознания, соединившую в творчестве иконописцев деятельное и созерцательное подвижничество. Расписывая Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре Дионисий, в редком совершенстве владевший объёмным мышлением – цельным видением православного собора как Неба на земле, подчинил богословским целям свето-воздушное и архитектурное пространство всего храма. В полноте его красок прослеживается потрясающая симфония, связующая фрески в общую икону. Именно фотохудожнику Юрию Холдину удалось передать светоносную силу, которая содержится во фресках Дионисия и которая создаёт ощущение святости. У него получалось создавать свой проект на таком же высоком художественном уровне, на котором когда-то работал Дионисий иконник.
На сегодняшний день наследие Юрия Ивановича Холдина сохраняет и развивает его вдова, президент фонда «Фрески Руси» Екатерина Владимировна Данилова. Она же является соавтором мастера, автором исследовательской, просветительской программы проекта, развёрнутых комментариев к фрескам. В январе 2011 года она проводила экскурсию Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу по выставке «Свет фресок Дионисия» в Музее Храма Христа Спасителя в Москве. Святейший тогда сказал, открывая выставку: «Я бы хотел с чувством глубокого удовлетворения открыть выставку, которая даёт нам представление об уникальном шедевре – фресках Ферапонтова монастыря работы Дионисия. Это стало возможным благодаря подвижническому труду Юрия Ивановича Холдина».
Мне удалось подробно поговорить с Екатериной Владимировной об этом уникальном проекте.
Екатерина Владимировна, скажите, как выставка фотографий фресок иконописца Дионисия оказалась в Красноярске?
Она очень необычным образом оказалась в Красноярске. Дело в том, что просветительской составляющей проекта, дающей свежий взгляд на творчество Дионисия довольно сложно продвигаться после тех искажений, которые возникли в изучении его знаменитых фресок. Причин возникновения искажений восприятия этого шедевра немало: за целое ХХ столетие никогда не производилось профессиональной съёмки этого памятника со всеми вытекающими проблемами в восприятии его. И вот, когда сложившаяся система видения стала в очередной раз препятствием для продолжения работы выставки в Москве, Сибирь пригласила выставку, понимая необходимость её сохранения, понимая, что её уникальный по чистоте видения материал нуждается в защите. Такие вещи нередки в искусстве, когда в историю входит именно то, что поначалу не принималось: авангард со временем становится локомотивом, ведущим за собой то, что открывает новые перспективы во взгляде на уже сложившиеся стереотипные вещи. Так вот, Новосибирск оказался в авангарде понимания ситуации. В Красноярск мы привезли только фрагмент выставки, с Богородичным циклом. Это 122 работы. У нас постоянно сбивались даты открытия выставки, и в итоге открытие совпало с Субботой Акафиста, 15 апреля. Я считаю это Промыслом Божьим, т.к. центром экспозиции у вас мы отобрали как раз полный цикл иконописного аналога Акафиста Пресвятой Богородице во фресках Ферапонтова монастыря, единственного в полноте сохранившегося от эпохи XV века.
Когда мы открывали выставку в Новосибирске в ноябре 2015 года, директор Новосибирского государственного художественного музея Сергей Михайлович Дубровин получил одобрение митрополита Новосибирского и Бердского Тихона на её показ в других городах Сибири. Так она оказалась в Красноярске. В Новосибирске же она экспонировалась второй раз после фрагментарного её представления в 2012 году, но уже полным циклом, а это 300 работ. В таком объёме она оказалась в Сибири впервые. Ранее полным циклом выставка никогда не выезжала за пределы Москвы. Сергей Михайлович был лично знаком с Юрием Ивановичем Холдиным и видел выставку в Третьяковской галерее в Москве, поэтому и осознавал ценность её максимально полного присутствия в Сибири.
А где, в каких городах проходила выставка фоторабот Ю. И. Холдина?
Четыре с половиной года она проходила в Музее Храма Христа Спасителя в Москве, а ранее в нескольких музеях Москвы: в Третьяковке, Коломенском, Политехническом музее, музее декоративно-прикладного искусства, в Музее архитектуры им. Щусева, два раза выставлялась в Манеже и т. д. Была в Петербургской Академии Художеств, в Малом Манеже. Мы постоянно возим выставку по России: были в Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Воронеже, Липецке, Ростове-на-Дону и других городах страны. Два раза были в Италии (в Мерано и в Альмезе близ Турина), в Белоруссии (в Гомеле). Сейчас, когда выставка оказалась вне стационарного московского существования, запросов по её экспонированию стало значительно больше, в том числе из стран Европы. Но так получилось, что на сегодняшний день Новосибирск стал вторым домом для выставки.
Расскажите, пожалуйста, о самой выставке фотографий. Что это за фрески? Как Юрий Иванович пришёл к этой работе?
Это творения Дионисия, русского иконописца второй половины XV - начала XVI веков. Первоначально у Ю. И. Холдина возникла идея создать альбом и рассказать о судьбе России через историю Соловецкого монастыря. Но на начальном этапе этой деятельности он не нашёл понимания своей работе большими циклами, поскольку фотохудожники обычно работали очерками, то есть по 10-15 фотографий. У него же тема возвращения в 1992 году Соловецкого монастыря объединила около ста работ. Это был его первый проект начала 90-х, когда он обратился к православной тематике. До этого у него была достаточно успешная светская карьера, были международные награды по ассоциативной фотографии. Он один из первых в годы появления в России нового качества фотоматериалов начинал экспериментировать с цветной фотографией именно как колорист, решал художественные задачи. Не стоит забывать, что до начала 90-х фотографический рынок страны был почти полностью чёрно-белым. Вообще, когда в фотографию пришёл цвет, то очень многие операторы и фотографы стали от него отказываться, так как это очень сложная мировоззренческая категория.
Юрий Иванович впервые приехал в Ферапонтово в 1993 году. Тогда они с поэтом Юрием Михайловичем Кублановским поехали в путешествие по северным городам России, в том числе по святым местам. Кублановский написал исторические комментарии к авторскому изданию Холдина «Соловецкий монастырь на Русском Севере» и после этого совместного труда они вместе отправились «к Дионисию» в Ферапонтово. До этого Юрий Иванович видел фрески Дионисия только в художественных альбомах. И когда он поднялся на реставрационные леса внутри церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и увидел фрески вживую, то он почувствовал озарение, подобное удару молнии. Он сразу понял: эти знаменитые фрески в открывшемся ему ракурсе никто никогда не видел. Уже в Москве он анализировал, что же произошло ранее в полиграфии, фотографии фресок. Он увидел проблему восприятия таких памятников, находящихся в сложном интерьерном и архитектурном пространстве. Стенопись – это вообще очень сложная категория для съёмки, а в Богородичном соборе Ферапонтова монастыря детально рассматривать фрески нереально: в объёмном архитектурном пространстве очень трудно фокусировать внимание на конкретных образах и там мало света: небольшое количество окон, через которые свет проникает локально. В России, как это не удивительно, для съёмки подобных стенописных шедевров никогда не привлекали профессиональных фотографов.
То есть комплексно творений Дионисия не видно?
Да. В соборе очень много теневых участков и достаточно темно. На большой высоте, примерно в 15-20 метров, огромное количество композиций теряется в пространстве. В целом мы ничего не видим, а доступ для посетителей в собор ограничен до 15 минут музейной экскурсии. Хотя внутри храма 300 композиций, 700 квадратных метров общая площадь росписи. При этом утраты минимальные: сохранность 85 процентов, а памятник очень древний – вторая половина XV века. Дионисий с сыновьями закончили расписывать собор в 1502 г. А в 2002 году отмечалось 500-летие его фресок, это был юбилейный год Дионисия.
Чем знамениты фрески? И кто такой иконописец Дионисий?
Фрески известны тем, что знаменуют собой завершение эпохи «Золотого века Русской иконописи», которая олицетворяется с именами таких иконописцев, как: Феофан Грек, преподобный Андрей Рублёв. Приблизительно через 80 лет после смерти Рублёва эту эпоху завершает Дионисий (ок. 1430-х – после 1502 г.). Он был очень творчески плодовитым и выдающимся иконописцем, его называли «началохудожником живописания божественных и честных икон». По сути, он был самым главным художником на Руси второй половины XV века. К нему, как к «возлюбленному брату во Христе», обращался преподобный Иосиф Волоцкий. Дионисия вообще почитали выдающиеся духовные наставники того времени. Но о нём сохранилось очень мало исторических свидетельств. Мы знаем о Дионисии меньше, чем о Рублёве, хотя он жил позже. Мы не знаем, где Дионисий родился, где учился, когда умер, где похоронен тоже неизвестно. Это является одной из основных проблем в вопросе о его канонизации. Но труды мастера нетленны.
В чём уникальность фресок Дионисия?
Эти фрески уникальны тем, что в отличие от современной росписи, в которой очень много декоративных элементов, соединяющих не всегда мотивированные сюжеты, в фресках Дионисия этого нет. У него роспись цельная, как одна большая пространственная икона. И хотя она составляет 300 композиций, все они расположены в последовательном развитии. Сама программа у мастера разворачивается от купола вниз по спирали, по часовой стрелке.
Триста композиций насчитал Юрий Иванович?
Нет. Это просчитано ещё до него. Вся программа росписей от образа Христа Пантократора в куполе, вся история человечества после грехопадения представлены сюжетами и образами святых. Сначала – бесплотные небесные силы, которые написаны в куполе рядом с образом Пантократора (Вседержителя). Они расположены в простенках окон как лучи, отражённые от Божественного Света. В Священном Писании они так и называются: «Вторые Светы». До Дионисия в церквях их писали над окнами. А мастер включает в композицию не только элементы архитектуры, но и окна, через которые возникает естественный свет, то есть свето-воздушная среда внутри храма.
А что ранее было известно об этом шедевре Дионисия?
Когда в 1911 году вышла монография искусствоведа Петербургской Академии Художеств В. Т. Георгиевского под названием «Фрески Ферапонтова монастыря», этот памятник открыли как предмет искусства. В альбоме впервые было представлено 40 фотографий, но Георгиевский сразу обозначил проблему: можно говорить о Дионисии, но показать его на уровне технологий начала XX века не представляется возможным. Это связано с тем, что невозможно показать воздушно-красочные эффекты, которые возникают при естественном рассмотрении стенописи в соборе.
Когда Юрий Иванович поднял и проанализирован все накопившиеся за сто лет издания о фресках Дионисия, то увидел, что первые фотографии фресок в монографии начала XX века оказались самыми грамотными с точки зрения композиции. По сути, открыв Дионисия в 1911 году, его закрыли на целое столетие кустарной полиграфией, когда фотография чисто утилитарно обслуживала труды искусствоведов. А сам Дионисий использовался как иллюстративный материал, но не был в центре изучения.
То есть Юрий Иванович явился первооткрывателем в условиях новых технологий?
Лучше сказать – первооткрывателем с точки зрения художественного измерения. Конечно, он привлёк самые целесообразные технологические процессы для исполнения своей работы. Он стремился сделать доступным стенописный образ собора для более цельного восприятия. Он достаточно долго тестировал технологии и материалы. Холдин понимал, что для стоявших перед ним художественных задач остаётся не так много времени, что развитые до совершенства возможности и достижения плёночной эры фотоискусства скоро уйдут в прошлое, а цифровая съёмка не позволит уже добиться той тончайшей аутентичности оригиналу в цвето-колористических и атмосферных нюансах, которых добивался в работе он.
Сколько лет потребовалось, чтобы создать окончательный вариант фотографий всех 300 работ?
В целом этой работе Юрий Иванович посвятил 12 лет своей жизни. Из них 7 лет заняла только съёмка, которую он начал с 1995 года, и продолжал вплоть до 2002-го, когда как итог его невероятных усилий вышел в свет его альбом «Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого». В 2003 г. эта книга была признана лучшей на выставке «Православная Русь» в Санкт-Петербурге. Если была бы хоть какая-то финансовая или техническая помощь, то он смог бы свою работу сделать значительно быстрее. А так он всё тянул в одиночку.
Государственной поддержки не было?
Государственной поддержки как не было с 95-го года, так её нет и сейчас. Это абсолютно реальная ситуация. Наш проект движется с Божьей помощью. Хотя является памятником не только национального, но и мирового значения. Среди тех, от которых зависит продвижение таких проектов, нет понимания того, что это не просто частный случай Холдина (что с точки зрения качества и авторского подхода безусловно – так), а что по-другому широкой публике невозможно представить шедевр Дионисия, это единственный путь. Очевидно, что ситуация промыслительная.
Господь помогал Юрию Ивановичу в Ферапонтово?
Юрия Ивановича Господь привёл в Ферапонтово именно тогда, когда закончилась реставрация собора Рождества Богородицы. Реставрация длилась 16 лет до 2002 юбилейного года. Было принято решение снимать пылевые наслоения времени, не застрагивая структуру фрески. Снимали пыль веков, а оригинал не затронули. Фресок никогда не касалась кисть другого художника. Это единственный оригинал-подлинник, оставшийся от средневековой культуры, дошедший в такой целостности.
То есть фрески никогда художественно не реставрировались – не восстанавливались?
Их никогда не касалась кисть другого художника, как я уже отметила. В начале восьмидесятых годов XX века был избран деликатно-щадящий метод реставрации, при котором фрески не поновляются. В этом заключается бесценность дошедших до нас творений.
А уже сейчас во фрески вмешиваются?
Уже тем, что с них сняли защитную плёнку, которая впитывала пыль и копоть, реставраторы дошли до красочного слоя. Естественно, эта плёнка была консервантом, она предохраняла фрески от механических утрат. Фрески сохранились в таком влажном климате, ведь вокруг монастыря болото, леса, озёра. А стенопись – это штукатурка по стене, ей очень сложно выживать в таком режиме. Дионисий продумывал как обеспечить долгую жизнь своим творениям, изучал ситуацию и с точки зрения технологиской. После него эти знания были утрачены. Все более поздние росписи, которые были в монастырской надвратной церкви (домовой церкви патриарха Никона), во многом утратились. А Дионисий устоял.
Какими красками писал мастер?
Очень долго жила легенда, что он якобы перетирал местные камушки-минералы. Эта легенда пошла от художников, от реставраторов, которым казалось, что они очень многое видят в окружающей палитре. Но они заблудились, пошли искать и перетирать эти камушки. И копиисты, в том числе известный копиист Николай Владимирович Гусев, собирали эти камушки, перетирали и пытались воспроизводить свои копии, которые оказались очень далеки от оригинала и по внутреннему наполнению, и с точки зрения колористического соответствия. Когда шла реставрация, то исследовали химический состав росписей Дионисия. Оказалось, что он писал привозными итальянскими и немецкими красками. То есть Дионисий был очень образованным человеком, знал все передовые достижения своего времени. Он просто привлёк их, а не стал «изобретать велосипед».
А кто бы ему привёз такие краски?
Значит были какие-то связи. Время трудов Дионисия в Ферапонтово – параллельное эпохе Возрождения, художники этой эпохи писали такими же красками. Знаменитые Микеланджело и Леонардо да Винчи были не только художниками, но ещё технологами и учёными. Это была особенность времени. За год до «Джоконды» Леонардо да Винчи и спустя несколько лет после «Тайной Вечери», за 30 с лишним лет до росписей Сикстинской капеллы и во время работы Микеланджело над «Давидом» делал свои росписи в Ферапонтово русский иконописец Дионисий.
Екатерина Владимировна, опишите фрески тематически.
Тема прославления Божьей Матери, Боговоплощения и человеческой святости. Это центральная, ведущая тема в соборе. Тем более, что роспись называют апофеозом человеческой святости. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Дионисий это очень тонко чувствовал, постоянно держал руку на пульсе, и никаких погрешностей, отступлений в его работе нет. Он отбирал именно те сюжеты, которые раскрывают полноту в рамках канона. Общая схема росписи – это история человечества после грехопадения, как я уже отмечала. Образ Пантократора в куполе, потом – бесплотные небесные силы, ряд Ветхозаветных праотцев: от Адама и Евы до Ноя. А ниже – пишущие Евангелисты. Далее – огромное количество медальонов со святыми, которые свисают от купола в архитектурных сводах. Например, в них изображены предки Пресвятой Богородицы, русские святые и многие другие. Ещё ниже ярусом представлено учение трёх святителей: Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого, поскольку мы в восприятии Слова Божия опираемся на святоотеческое толкование. Ещё ниже от купола в сводах – три больших многофигурных объёмных Богородичных композиции. Они представлены с трёх сторон, кроме западной стены. Это большие композиции: «О Тебе радуется...» - гимнографический аналог песнопения Иоанна Дамаскина, «Что Ти принесем, Христе...» - перевод на пластику иконописания песнопения Косьмы Маиумского, и третья композиция – Покров Божьей Матери над алтарём. Данный Богородичный цикл опирается на третий ярус росписей, где по всему периметру несколькими кругами представлен цикл Акафиста Пресвятой Богородице. Он занимает центральное место.
В храме?
Да, в росписи.
В росписях Ферапонтова монастыря сохранился единственный в мире полный цикл монументального изображения Акафиста Пресвятой Богородице. Расскажите немного об Акафисте Дионисия.
Первая часть Акафиста – это всё, что мы знаем о земной жизни Пресвятой Богородицы, вплоть до Рождества Христова, Сретения Господня. То есть, это исторические, сюжетные композиции. Вторая часть – ассоциативно-богословская, в ней сюжеты росписей соответствуют тексту Акафиста. Дионисий делал перевод слов песнопений Акафиста на иконописные образы. Они произвели очень большое впечатление в Греции. Одна румынская исследовательница (известный румынский кинокритик, специалист по творчеству А.Тарковского, эссеист, поэтесса Елена Дульгеру) в 2011 г. поехала в Салоники на конференцию о природе Фаворского Света и показала грекам издание Акафиста Ю. И. Холдина. Греки были потрясены, так как ранее не видели таких решений классических образов. Образы им показались какими-то необычными. Один из примеров – это изображение волхвов, которые после того, как поклонились Младенцу Христу, верхом едут на проповедь. Если сопоставить данный сюжет, например, с более ранними росписями сербов и болгар, то у них волхвы стоят и проповедуют перед толпами людей. А у Дионисия решение совершенно другое, не иллюстративного характера. Он вписывает всадников в изогнутый архитектурный свод, который создаёт эффект парения, надмирности. Волхвы возвышаются над горами и сливаются с небом. У них изменилось внутреннее состояние, они переполнены светом истины, который открылся им. Их состояние – уже само по себе как проповедь. Такое решение свидетельствует о том, что Дионисий был человеком высокой подвижнической жизни, со своим духовным опытом, давшем такое видение.
Самый нижний регистр росписей – это Семь Вселенских Соборов, которые в храме представлены полностью.
Можно ли говорить об одухотворённости образов фигур Дионисия?
Недавно мы сталкивались с ситуациями, когда к нам на выставку в Храм Христа Спасителя приводили группы, в том числе священников. Они говорили, что Дионисий всего лишь иллюстрирует Священное Писание, Акафист и так далее. Но у Дионисия абсолютно отсутствует элемент иллюстративности, у него – откровение в образах, богословие, взлёт умозрения в красках. Что, собственно, знаменуют собой его фрески. Как писал крупный искусствовед Л.А. Успенский: Русь, восприняв богословие от Византии, по-своему его переживает. Не слово богословское преобладает на Руси, а икона берёт на себя функцию богословия. И как раз Феофан Грек, преподобный Андрей Рублёв и Дионисий – это три художника, которые стоят особняком в нашей иконописной культуре, потому что такой вершины богословского опыта мы больше нигде не встречаем. Творчество Дионисия – это вершина богословия в красках.
А что Вы можете сказать о притчах во фресках Дионисия, о связи Евангельских притч с творчеством Юрия Ивановича?
С четырёх сторон в сводах собора, тематически примыкающих к росписи купола, представлен потрясающий цикл Новозаветных историй с изображением Евангельских чудес и притч. Вообще, по притчам должна быть отдельная книга. Мы хотели её соединить с книгой «Много званых. Памяти Юрия Холдина», но оставили её для будущего… Как я упоминала, ранее у него вышел альбом «Сквозь пелену пяти веков…», где он художественным эпиграфом взял притчу «О брачном пире». Это не случайно, потому что пока Юрий Иванович продвигал свой проект, он пытался аналогичным образом привлечь громадное количество людей. Он говорил: «давайте вместе это делать. Ведь это наше общее, это наша культура». Но возникало очень небольшое количество людей, которые оказались способны откликаться, быть сподвижниками. И ситуация постоянно повторялась, в итоге оставались единицы. Притча «О брачном пире» - ещё о призвании. Вообще, многоплановая притча… Поэтому мы не случайно вынесли её в название книги памяти Юрия Холдина.
Сколько приделов в храме и что Вы скажите о них?
Сам храм четырёхстолпный. В нём три придела. Центральный придел – Богородичный, где представлен образ Одигитрии (Путеводительницы), на котором Она правой рукой указывает на Младенца Христа, как на Путь, Истину и Жизнь для верующих в Него. И ещё два придела: Жертвенник с левой стороны, посвящённый Иоанну Предтече; с правой стороны – придел святителя Николая Чудотворца. Жертвенник – со значительными утратами по Лику Иоанна Предтечи, который изображён с крыльями как Ангел пустыни. Придел свт. Николая очень интересный. Там представлено его житие, и сам его облик совершенно потрясающий.
В росписи храма Рождества Пресвятой Богородицы оригинально представлены образы воинов-мучеников. Что в них особенного?
В основании росписи изображены воины-мученики: Георгий Победоносец, Феодор Тирон и другие, которые пострадали в первые века христианства. Их кровь – в основании первохристианской Церкви. Вот они и изображены в основании росписи – как столпы Православия.
Образы воинов-мучеников очень необычные. Например, мы привыкли видеть великомученика Георгия Победоносца в состоянии борения со змеем. А у Дионисия представлен его созерцательный образ, св. Георгий изображён в спокойном состоянии. В чём причина победы Христианства в мире вообще? В силе веры. Именно это подчёркивает Дионисий. Щит веры и броня любви.
Но в ряду воинов, в основании росписи выделяется, например, апостол Иаков, который говорил, что вера без дел мертва: «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2:17). На фреске представлен образ его решительного служения духовного воина Христова.
И, наконец, западная стена храма. Страшный Суд…
На западной стене храма – большая многоярусная композиция, которая представляет собой общую картину Страшного Суда. Но там есть большая утрата: в центральной части, где Иисус Христос восседает на Престоле. Ещё в 16 веке, когда делали крытую паперть, то растесали дверь с противоположной стороны и нарушили целостность. Ниже в композиции – народы, идущие на Суд, Христос с Книгой Жизни, души праведных в «руце Божией». Показана десница Божья и души в ней.
… И ещё, необычной особенностью росписи Ферапонтовского собора является отсутствие чёрного цвета. У Феофана Грека, у прп. Андрея Рублёва, у Дионисия шёл поиск того, как передать пластикой иконописания нематериальный Божественный свет. Каждый находил для этих целей свои неповторимые приёмы. Дионисий в этой работе, знаменующей не только итог его зрелой художественной жизни, но – целую эпоху Золотого века русской иконописи, полностью исключает чёрный цвет. Исключает, как светонепроницаемый, не пропускающий Божественный свет. Он высветляет палитру, делает её светлой, лёгкой, нематериальной, светоносной, создавая особое Пространство Света.
Спасибо Вам! И помощи Божией!
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
"ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ"
В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ
С 13 ноября 2015 г. выставка "ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ" (полный ферапонтовский цикл Ю.Холдина) экспонируется в Новосибирском государственном художественном музее... Продолжение
ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТЕ НОВОСИБИРСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Выставку фоторабот Юрия Холдина открыли Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, директор Художественного музея С.М. Дубровин и вдова фотохудожника Е.В. Данилова... Продолжение
ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру»
в НГХМ. Редакция радио "Логос" 18.11.2015
В Новосибирском Государственном Художественном Музее обрела своё временное пристанище экспозиция «Свет фресок Дионисия – миру», ранее располагавшаяся в Храме Христа Спасителя в Москве... Продолжение
ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Екатерина Данилова Соработники. Редакция радио "Логос" 23.11.2015
Екатерина Владимировна Данилова, подарившая новосибирцам возможность встречи с творчеством великого русского иконописца Дионисия, рассуждает о сложностях... Продолжение
Е.В. Данилова: "Вечный полдень Дионисия" (публикация в периодическом журнале НГХМ)
О фотооткрытии Дионисия написано немало. Можно о нем полемизировать, можно его принимать... Продолжение
Слово и Дело с Андреем Фефеловым. Выпуск №7. Екатерина Данилова. ВИДЕО
Екатерина Данилова о наследии замечательного фотохудожника Юрия Холдина и искусстве
фотографии... Продолжение
Дионисий и Холдин: история шедевра. ВИДЕО
Интервью Екатерины Даниловой РИА
«Иван-Чай»... Продолжение
Беседы Евгения Данилова Свет фресок Дионисия
Искусствовед, вдова фотохудожника Юрия Холдина, Екатерина Данилова рассказывает о выставочно-художественном проекте «Свет фресок Дионисия»... Продолжение
Национальный проект без национального статуса Русская народная линия
О проблемах уникального образа представления фресок Ферапонтова монастыря в XXI веке… Продолжение
Братва и исихасты.
свет фресок Дионисия и ореол проблем
Сейчас уже все, в принципе способные понимать, понимают, что наш знаменитый мастер художественной фотографии Юрий Холдин – явление мирового масштаба... Продолжение
С 24 февраля в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" открывается новая выставка проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру". Это не просто рядовая выставка, а особая акция Продолжение...
«Свет фресок Дионисия – миру». Этот фотопроект Юрия Холдина в Москве демонстрируют не впервые. Но каждый такой показ не остается незамеченным. Ведь это возможность увидеть уникальные росписи, не выезжая из столицы. Продолжение
Суббота, 19 Мар, 14:00. Встреча с Е.В. Даниловой.
О фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре известно из лекций искусствоведов и цветных альбомов. Но то, что открылось фотохудожнику Юрию Холдину, когда он увидел эти росписи... Продолжение
Беседа Антонины Арендаренко с Президентом Фонда "Фрески Руси" Екатериной Даниловой... Продолжение
В Москве, в старинном особняке «Дом Нащокина» проходит выставка фоторабот Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру». Проект позволяет увидеть своими глазами... Продолжение
имени В.И. Сурикова открывается фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия»... Продолжение
Современной России – наследнице богатейшей культуры есть, чем гордиться, но далеко не всякое творческое явление... Продолжение
Накануне 9-ой годовщины памяти Ю.Холдина в эфире радио "Радонеж" прозвучала тема, которая приобретает особую актуальность в эпоху цифровых технологий.... Продолжение
Министерство культуры Ставропольского края, фонд «Фрески Руси» (Москва), Ставропольский краевой музей
изобразительных искусств совместно с региональным отделением Союза художников России представляет проект Юрия Холдина... Продолжение
12 сентября 2016 года в выставочном зале Ставропольской краевой организации «Союз художников России» открывается выставка «Свет фресок Дионисия – миру»...Продолжение
В рамках мероприятий VII Международного Славянского форума искусств в Выставочном зале Союза художников Ставрополя прошло открытие фотовыставки «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение
Фестиваль «Золотой Витязь», проходящий сейчас на Ставрополье, познакомил жителей краевого центра с уникальным проектом «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение
Светлая вдохновенная атмосфера праздника, чистоты духа и безграничной любви поселилась в Ставрополе в выставочном зале Союза художников... Продолжение
Промыслительно в Красноярске оказалась выставка работ гениального фотохудожника Юрия Ивановича Холдина... Продолжение
Выставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия» откроется 3 ноября в 15.00 в Юго-Западной башне Вологодского кремля... Продолжение
Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» открылась в Юго-Западной башне Вологодского кремля. На ней представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение
С 16 января 2017 г. в течение месяца в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" ЦС ВООПИИиК (Гагаринский пер., 4/2) почитатели проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру", хорошо известного в художественной среде, смогут увидеть вершинное творение конца XV века — фрески Ферапонтова монастыря... Продолжение
Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» работает Юго-Западной башне Вологодского кремля. В экспозиции представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение
3 - 18 марта 2018 г.
24 ноября - 24 декабря 2018 г.
ДРУГИЕ НОВОСТИ
®©ПРОЕКТ "СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ - МИРУ"
Просветительская программа www.dionisy.ru
Программирование сайта: НО Фонд "Фрески Руси"
Дизайн сайта: Кирилл Холдин
В оформлении сайта www.dionisy.ru использованы фотоработы
Ю.И.Холдина из серий "Фрески Ферапонтова монастыря" и "Соловецкая Голгофа"
Copyright © Фонд "Фрески Руси"
Фотографии транслируются со слабым разрешением и для полиграфии
непригодные. При полном или частичном использовании их на своих
сайтах ссылка на авторство и на www.dionisy.ru обязательна.
Пресс-служба Фонда "Фрески Руси".
2002-2021 гг.