08.04.2012
На вопросы о фотохудожнике Юрии Холдине, сумевшем запечатлеть и оставить в наследство потомкам красоту фресок Дионисия, ответила его вдова и правообладатель творческого наследия Екатерина Данилова, Президент фонда «Фрески Руси». Поводом обратиться к Екатерине Владимировне послужило участие фонда в музыкальном проекте «Страна Воскресения», где звучат «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова.
— Несколько слов о проекте «Страна Воскресения», пожалуйста.
— «Песнопения и молитвы» Свиридова писались приблизительно в то же время, когда Юрий Иванович Холдин создавал свой проект «Свет Фресок Дионисия — миру». Эти два произведения очень созвучны с моей точки зрения, а также с точки зрения осмысления тех процессов, которые у нас в России происходят. Во время концерта во всей полноте раскрывается образ России, которая возрождается, возвращается к своим истокам.
— Кому принадлежит идея соединить показ фресок с исполнением цикла «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова?
— Соотнести пластику Дионисия и музыку пришло в голову Алексею Пузакову, художественному руководителю хора Третьяковской галереи. «Молитвы и песнопения» — своего рода художественный перевод Георгием Свиридовым пения из церковного обихода на музыкальный язык для светского концерта. Музыкальные образы Свиридова и фрески, вернее, то, как они переданы в фотографии — необыкновенно светоносные, потому что эти два искусства друг к другу тяготеют.
— Расскажите, пожалуйста, как и когда родилась идея замечательного проекта «Свет фресок Дионисия — миру».
— Проекту «Свет фресок Дионисия — миру» Юрий Иванович Холдин посвятил последние 12 лет жизни. Теперь — благодаря его труду — мы имеем возможность восхищаться образами древнерусских фресок, существующими в сложном объёмном световоздушном пространстве древнерусского храма. Передать красоту фресок всегда было проблематично. В известной монографии Георгиевского 1911 года прямо говорится о невозможности передачи современными средствами светоколористической гаммы Дионисия и тех воздушно красочных эффектов, которые составляют суть этой росписи. Кто-то пытался копировать фрески, но копия — это интерпретация современного художника, она не может передать «душу фрески». Кто-то пытался фотографировать фрески, чтобы разместить Дионисия в искусствоведческих альбомах. Было огромное количество публикаций, но ни одной удачной, потому что съёмка в световоздушном пространстве храма осложняется постоянной переменой света, при которой невозможно правильно передать цвет фресок. В 1994 году Юрий Иванович приехал в Ферапонтов монастырь и увидел эту необыкновенную палитру Дионисия. Когда он стал изучать историю вопроса, то понял, почему на протяжении почти ста лет никому не удавалось запечатлеть этот памятник.
— Не могли бы Вы рассказать нам подробнее, в чём суть метода Юрия Холдина, как ему удалось так замечательно передать все достоинства творений Дионисия?
— Юрию Холдину, как художнику, надо было выбрать некий эталон цветовых соотношений, чтобы все 300 сохранившихся фресковых композиций «раскрылись» зрителю в соответствии с замыслом Дионисия. За эталон художником был взят полдень солнечного дня, т.е. время для этих образов кульминационное, потому что фрески писались для молитвы, для служебных целей, а это как раз время Божественной Литургии. Это решение помогло Юрию Ивановичу выполнить все фотографические композиции фресок в едином светоколористическом ключе. И они сразу заиграли, ожили, ведь фрески — это пространственные образы, они все время — в развитии. Никто до Холдина не ставил перед собой задачу именно таким образом, фотография воспринималась мастерами утилитарно, как нечто прикладное. Фотографы просто делали снимки фресок по заказу искусствоведа: снимали даже ночью… и пересвечивали фронтальным светом, искажая при этом цвет, и саму фреску. По сути дела, снимали плоскостно, как вот икону, которая задана определенными параметрами доски. И такая подмена происходила на протяжении целого столетия, только Юрию Холдину удалось перевести фрески на язык светского искусства фотографии «без потерь». Причем, в новом изобразительном формате переданы не только объём, свет и цвет, но и фактура — все эти трещины, утраты, патина времени. Неслучайно первый альбом, где был показан во всей полноте этот цикл Дионисия, так и был назван — «Сквозь пелену пяти веков». В 2002 году альбом стал событием года! Между прочим, на основании его фотографических произведений впервые зашёл разговор даже о канонизации Дионисия. В дежурном музейном освещении эти образы невозможно было хорошо рассмотреть, ведь некоторые из них находятся на двадцатиметровой высоте!
— Юрий Холдин интересовался только древним творчеством или современным тоже?
— Во всём мире искусство фотографии развивалось в двух направлениях. Одно — это фотографическое отображение мира, следование принципу осмысленного показа. Среди фотографов с мировым именем, работавших в этом направлении, один из самых известных — это Эдвард Уэстон. Примерно в этом ключе работал и Юрий Иванович. Второе направление предполагает какие-то реконструкции, например, пиктореализм, рекламная продукция. Это практическое, утилитарное направление. А для Юрия Холдина было важно, осмыслить и показать время, в котором мы живём. Но это осмысление, по его мнению, должно происходить непременно через обращение к нашим истокам, традициям, художественным и духовным корням. Без знания Дионисия мы не можем развиваться во всей полноте, и утрата этих корней — это по сути дела тупиковый путь в искусстве. Условная датировка этих фресок — 1500–1502 годы, на простенке северной двери нашли надпись «писцы Дионисий иконник со своими чады». Это удивительно, ведь мы не знаем ни одной подписанной работы, ни Рублева, ни кого-либо ещё из великих иконописцев. Это единственный памятник, который имеет автора. И эти фрески никогда не подновлялись кистью другого иконописца. При реставрации было принято решение снять только верхний пылевой биологический слой, не затрагивая структуры самой фрески. И их уникальность в том, что они в совершенно потрясающей сохранности — пятьсот лет, а утраты минимальны!
— Как Юрий Иванович пришёл к «своей теме» в творчестве? Почему именно иконы, ведь работа над фресками сложна, а ответственность перед памятью древнего художника и перед нашей культурой — огромна?
— Интерес к прошлому, к духовным истокам по времени совпал с его зрелостью, как художника, как мастера. К тому времени Юрий Иванович уже был достаточно известным мастером, у него уже были международные награды. Но в 1989 году он почувствовал, что все происходящее не приносит ему удовлетворения. Ему хотелось реализовать своё мастерство в какой-то очень большой, великой теме. В 1991 году он поехал на Соловки — пожалуй, это была первая попытка рассказать о судьбе России. Затем уже был Ферапонтов монастырь… Это подвижническая работа, потому что она делалась не на заказ. Это первый случай обращения мастера такого уровня к искусству древней русской фрески. Работа над фресками длилась почти десять лет — каждую композицию надо было передать без перспективных искажений, а это значит, надо было выстраивать леса и под каждую композицию искать одну-единственную точку съёмки. Только так, кропотливым трудом, можно было раскрыть замысел Дионисия и показать, как фрески существуют в пространстве храма. Сегодня искусство Холдина называют ещё Богословской светописью — ведь это не просто обычная фотография, это образ мысли фотохудожника, который проник в суть творчества Дионисия, сделав при этом невидимым свое присутствие. В этом огромное достоинство этой работы! Сейчас, в преддверии Пасхи, это искусство несёт свет в мир, свет Божественный, свет «Страны Воскресения». Этот свет возрождается, воскресает в нашей культурной реальности.
Беседовала Ирина Стоклицкая
Беседа с вдовой фотохудожника Юрия Холдина на сайте www.radostmoya.ru
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
"ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ"
В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ
С 13 ноября 2015 г. выставка "ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ" (полный ферапонтовский цикл Ю.Холдина) экспонируется в Новосибирском государственном художественном музее... Продолжение
ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТЕ НОВОСИБИРСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Выставку фоторабот Юрия Холдина открыли Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, директор Художественного музея С.М. Дубровин и вдова фотохудожника Е.В. Данилова... Продолжение
ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру»
в НГХМ. Редакция радио "Логос" 18.11.2015
В Новосибирском Государственном Художественном Музее обрела своё временное пристанище экспозиция «Свет фресок Дионисия – миру», ранее располагавшаяся в Храме Христа Спасителя в Москве... Продолжение
ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Екатерина Данилова Соработники. Редакция радио "Логос" 23.11.2015
Екатерина Владимировна Данилова, подарившая новосибирцам возможность встречи с творчеством великого русского иконописца Дионисия, рассуждает о сложностях... Продолжение
Е.В. Данилова: "Вечный полдень Дионисия" (публикация в периодическом журнале НГХМ)
О фотооткрытии Дионисия написано немало. Можно о нем полемизировать, можно его принимать... Продолжение
Слово и Дело с Андреем Фефеловым. Выпуск №7. Екатерина Данилова. ВИДЕО
Екатерина Данилова о наследии замечательного фотохудожника Юрия Холдина и искусстве
фотографии... Продолжение
Дионисий и Холдин: история шедевра. ВИДЕО
Интервью Екатерины Даниловой РИА
«Иван-Чай»... Продолжение
Беседы Евгения Данилова Свет фресок Дионисия
Искусствовед, вдова фотохудожника Юрия Холдина, Екатерина Данилова рассказывает о выставочно-художественном проекте «Свет фресок Дионисия»... Продолжение
Национальный проект без национального статуса Русская народная линия
О проблемах уникального образа представления фресок Ферапонтова монастыря в XXI веке… Продолжение
Братва и исихасты.
свет фресок Дионисия и ореол проблем
Сейчас уже все, в принципе способные понимать, понимают, что наш знаменитый мастер художественной фотографии Юрий Холдин – явление мирового масштаба... Продолжение
С 24 февраля в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" открывается новая выставка проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру". Это не просто рядовая выставка, а особая акция Продолжение...
«Свет фресок Дионисия – миру». Этот фотопроект Юрия Холдина в Москве демонстрируют не впервые. Но каждый такой показ не остается незамеченным. Ведь это возможность увидеть уникальные росписи, не выезжая из столицы. Продолжение
Суббота, 19 Мар, 14:00. Встреча с Е.В. Даниловой.
О фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре известно из лекций искусствоведов и цветных альбомов. Но то, что открылось фотохудожнику Юрию Холдину, когда он увидел эти росписи... Продолжение
Беседа Антонины Арендаренко с Президентом Фонда "Фрески Руси" Екатериной Даниловой... Продолжение
В Москве, в старинном особняке «Дом Нащокина» проходит выставка фоторабот Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру». Проект позволяет увидеть своими глазами... Продолжение
имени В.И. Сурикова открывается фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия»... Продолжение
Современной России – наследнице богатейшей культуры есть, чем гордиться, но далеко не всякое творческое явление... Продолжение
Накануне 9-ой годовщины памяти Ю.Холдина в эфире радио "Радонеж" прозвучала тема, которая приобретает особую актуальность в эпоху цифровых технологий.... Продолжение
Министерство культуры Ставропольского края, фонд «Фрески Руси» (Москва), Ставропольский краевой музей
изобразительных искусств совместно с региональным отделением Союза художников России представляет проект Юрия Холдина... Продолжение
12 сентября 2016 года в выставочном зале Ставропольской краевой организации «Союз художников России» открывается выставка «Свет фресок Дионисия – миру»...Продолжение
В рамках мероприятий VII Международного Славянского форума искусств в Выставочном зале Союза художников Ставрополя прошло открытие фотовыставки «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение
Фестиваль «Золотой Витязь», проходящий сейчас на Ставрополье, познакомил жителей краевого центра с уникальным проектом «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение
Светлая вдохновенная атмосфера праздника, чистоты духа и безграничной любви поселилась в Ставрополе в выставочном зале Союза художников... Продолжение
Промыслительно в Красноярске оказалась выставка работ гениального фотохудожника Юрия Ивановича Холдина... Продолжение
Выставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия» откроется 3 ноября в 15.00 в Юго-Западной башне Вологодского кремля... Продолжение
Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» открылась в Юго-Западной башне Вологодского кремля. На ней представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение
С 16 января 2017 г. в течение месяца в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" ЦС ВООПИИиК (Гагаринский пер., 4/2) почитатели проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру", хорошо известного в художественной среде, смогут увидеть вершинное творение конца XV века — фрески Ферапонтова монастыря... Продолжение
Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» работает Юго-Западной башне Вологодского кремля. В экспозиции представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение
3 - 18 марта 2018 г.
24 ноября - 24 декабря 2018 г.
ДРУГИЕ НОВОСТИ
®©ПРОЕКТ "СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ - МИРУ"
Просветительская программа www.dionisy.ru
Программирование сайта: НО Фонд "Фрески Руси"
Дизайн сайта: Кирилл Холдин
В оформлении сайта www.dionisy.ru использованы фотоработы
Ю.И.Холдина из серий "Фрески Ферапонтова монастыря" и "Соловецкая Голгофа"
Copyright © Фонд "Фрески Руси"
Фотографии транслируются со слабым разрешением и для полиграфии
непригодные. При полном или частичном использовании их на своих
сайтах ссылка на авторство и на www.dionisy.ru обязательна.
Пресс-служба Фонда "Фрески Руси".
2002-2021 гг.