Холдин Юрий Иванович (15.08.1954 – 29.07.2007) – московский фотохудожник и издатель, член Союза кинематографистов России (с 1989 г.) и Международного художественного фонда (с 2003 г.), член IFPO, фотожурналист международного агентства American image press (квалификация ААА, с 1993 г.).
Создатель, генеральный директор, художественный руководитель и продюсер Издательско-Фотографического Центра «ИФА» (с 1993 г.). Основатель и президент НО Фонд «Фрески Руси» (с 2005 г.).
В 1980-ые гг. неоднократно получал международные награды за работы в области искусства ассоциативной фотографии. В 1990 – 2007 гг. привлёк внимание широкой аудитории, работая над большими темами «Святые места России» и «Свет фресок Дионисия». В 90-ые - годы особенного духовного подъёма в России, когда многие художники обратились поискам утраченной культурной традиции, апеллируя в основном к не столь далёким предреволюционным событиям, Холдин увидел потребность глубокого исследования истоков той же традиции в эпоху взлёта пластического искусства на Руси в конце XV века. Последние 12 лет жизни он отдал труду беспрецедентному по замыслу, новизне стиля и воплощения. Он создал уникальный проект - монументальное "фотооткрытие" для широкой современной публики знаменитых, но прежде никогда художественно не раскрытых средствами одного из ведущих пластических искусств современности - светописи, пространственных стенописных образов Ферапонтова монастыря. Он увидел как привести человека ментальности XXI века к осмысленному восприятию древнерусского иконописания. Произведения мастера называют сегодня "богословской светописью".
В 2007 году Ю.И.Холдин трагически погиб во время съёмок в Москве.
Юрий Холдин заново переосмыслил роль фотографии в раскрытии духовно-пластического космоса религиозного искусства. Он отказался от утилитарных, по
своей сути, методов «фотофиксации», «репродукции» и «оцифровывания», как несостоятельных для передачи пространственной фресковой живописи. Работая в области искусства фотографии и следуя принципу «осмысленного показа», своими произведениями он дал возможность увидеть трёхмерное архитектурное сооружение, свет, цвет, фактуру, создавая целостный образ как отдельной фресковой композиции, или «пейзажа стены», так и всего собора. В работах фотомастера раскрыты и сохранены каноничность, обратная перспектива, светоносность образов – так называемое четвёртое измерение. С целью передачи световоздушного пространства съёмка в храме производилась не ночью, как до сих пор общепринято, а днём. При этом выдерживались ровная, однородная освещённость, постоянная колориметрия, правильный баланс цвета. Выставка и альбомы мастера, осмыслившего время, архитектуру,произведения средневекового иконописца в качестве темы своего творчества, дали недостижимую без специального оборудования возможность увидеть фрески с сохранением пропорций так, как их видел сам Дионисий. Более того, достигнуто качество «удвоения», создано новое художественное пространство – пространство «искусства в искусстве». Особо важно то, что подобные работы имеют изобразительную самоценность и могут достойно представлять пласт древнерусской культуры на мировом уровне.
Тяготение к языку образно-драматургического повествования, раздвинувшему границы жанров в искусстве фотографии, нашло наиболее полное выражение в создании авторских оригинальных изданий и экспозиционных материалов последних лет. Среди них наиболее значительны:
®©ПРОЕКТ "СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ - МИРУ"
Просветительская программа www.dionisy.ru
Программирование сайта: НО Фонд "Фрески Руси"
Дизайн сайта: Кирилл Холдин
В оформлении сайта www.dionisy.ru использованы фотоработы
Ю.И.Холдина из серий "Фрески Ферапонтова монастыря" и "Соловецкая Голгофа"
Copyright © Фонд "Фрески Руси"
Фотографии транслируются со слабым разрешением и для полиграфии
непригодные. При полном или частичном использовании их на своих
сайтах ссылка на авторство и на www.dionisy.ru обязательна.
Пресс-служба Фонда "Фрески Руси".
2002-2021 гг.