В основе проекта "Свет фресок Дионисия - миру" - авторские работы фотохудожника и издателя Ю.И.Холдина из серии "Фрески Ферапонтова монастыря". Идея создания достойного изобразительного материала нового поколения возникла у мастера в 1995 г., когда приехав в Ферапонтово и увидев фрески вживую, он был потрясён несопоставимостью оригинала с опытом полиграфического и копийно-экспозиционного представления его на протяжении всего ХХ века. В течении 1995-2002 гг. Холдин создавал совершенно не имеющий аналогов в истории существования фресок материал, передающий на языке искусства фотографии особенности архитектуры собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, его свето-воздушное пространство со стенописными образами гениального иконописца. Все эти годы работа велась в творческом соавторстве с искусствоведом Е.В.Даниловой, которой принадлежит исследовательская составляющая и часть просветительской программы проекта.
Три главных составляющих проекта:
-Издательская – создание и выпуск фундаментального художественного альбома "Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого" и других изданий этой тематики качественно нового изобразительного уровня;
-Экспозиционная – создание и экспонирование выставки "Свет фресок Дионисия»
-Просветительская – разнообразные экскурсионные программы, связанные с раскрытием богословских начал в стенописных образах Ферапонтова монастыря и отражением их в творческом наследии Юрия Холдина.
Метод и новизна авторских разработок Юрия Холдина лежит в области искусства фотографии, цветоведения, постановочной интерьерной съёмки при естественном дневном освещении, с цветопередачей адекватной оригиналу, с учётом особенностей архитектурного пространства, композиций фресок, канона иконописания.
Юрий Холдин: «Осуществлять фото- и киносъёмку внутри сложного архитектурного пространства православного храма с фресковой живописью, часто на криволинейных поверхностях, при переменчивом дневном освещении, с сохранением правильного цветового баланса практически невозможно. Сделать это не позволяют сложный спектральный состав света и физические законы его распространения (свет, отражаясь от стен, окрашивается и меняет свою цветовую температуру). По этой причине музеи всего мира проводят фотосъёмку подобных сюжетов в ночное время, что искажает восприятие пространства и образов. При ночной съёмке, культивируемой в ХХ столетии искусствоведами и фотографами, нельзя получить какой-либо результат, если не прибегать к жёсткому электрическому освещению, вызывающему апсидно-чёрные тени, тёмные "провалы" в пространстве, выхолощенный цвет. Фресковой живописи при таком подходе неизбежно отводилась роль вспомогательного декоративного элемента, т.к. исследователи заостряли внимание зрителя только на фрагментах и деталях, не дающих представления об особенностях композиций и архитектуры, пространственном развитии всей росписи в целом».
Фотохудожнику удалось создать неповторимый материал - свыше 500 фотографических композиций архитектурного пространства собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, его природного и социального контекста. Новая концепция съёмок и показа фресок уникальна для мировой музейной и книжной практики, она обеспечила недостижимое ранее качество и целостность их восприятия. По сути, это открытие фресок Дионисия обществу в современном изобразительном формате.
Проект "Свет фресок Дионисия - миру" имеет несколько задач:
- Расширить границы восприятия и, создав качественно новый материал, сделать уникальный цикл росписей выдающегося мастера достоянием широкой отечественной, а в перспективе - и зарубежной аудитории.
- Привлечь внимание специалистов-искусствоведов, фотографов, издателей и музейных работников России и других стран к принципиально новым подходам в осмыслении и раскрытии подобных памятников культуры.
Особенности проекта
Проект Юрия Холдина, сочетающий свежесть авторского взгляда с новейшими технологическими решениями, разрушил привычные стереотипы в представлении и изучении пространственной фресковой иконописи. Из-за односторонности подачи образа ферапонтовских фресок, неизбежной при их музеефицировании и светском характере их исследования, они, будучи памятником мирового значения, в отечественной культуре существовали словно "на обочине". Подход Ю.Холдина впервые представил собой не искажённо-фрагментарную, плоскостную иллюстрацию фресок, а позволил включить зрителя в образный строй целостного восприятия храмового пространства, при определённой освещённости раскрывающегося как "небо на земле". В огромном цикле работ фотохудожника найден световой камертон, создающий у зрителя впечатление одномоментного погружения в единое цвето-колористическое пространство собора.
Это уникальная работа и художественная, и научная одновременно. Исключительно высокий качественный уровень воспроизведения созданного материала связан с новаторской разработкой в области физики света и в области цветоведения. По мнению авторитетных специалистов - это не только "переворот в нашем искусствоведении и книгоиздании", но и "рождение нового жанра", открывающего "жизнь иконописных образов в сакральном пространстве". Возник повод говорить о том, что тончайший художественный перевод Холдина, ставшего прозрачнейшим стеклом, преломившем и собравшем свет фресок, защитил авторское достоинство и подлинный уровень качества труда великого иконописца. Мы впервые за всё время существования памятника получили возможность видеть Дионисия, неизвестного миру. Невероятная степень приближения к оригиналу, достигнутая искусством светописи, постоянно вызывает у зрителей впечатление, что это не фотография, а сами фрески переместились во времени и пространстве.
Эффект работ Ю.Холдина связан с раскрытием на языке другого искусства подлинного духовного измерения образов знаменитого собора. По сути это тот же эффект обратной перспективы, благодаря которому человек в храме ощущает себя вовлечённым в образный строй иконы, фрески, а не сторонним наблюдателем извне. Одно из наиболее точных определений произведений Ю.Холдина: "икона иконы", "созерцание созерцания". Его художественный перевод с языка фресковой иконописи на язык светописи - это опыт видения, созерцания, "умозрения в красках" современного мастера; опыт откровения, который исключает ремесленный повтор, возникающий при копировании. Благодаря искусству фотографии, строящемуся по законам линейной перспективы, передавшему бесконечную глубину времени ушедшего, с одной стороны, с другой - показавшему иконописные образы без малейшего искажения, либо нарушения канона, осуществилась связь времён. В новом изобразительном формате усилился объём и полифония звучания классического наследия. Светописный образ знаменитого собора, представленный глазами современного художника без единой тени земного мира, обрёл новую жизнь, привлекая постепенно всё более обширную аудиторию.
®©ПРОЕКТ "СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ - МИРУ"
Просветительская программа www.dionisy.ru
Программирование сайта: НО Фонд "Фрески Руси"
Дизайн сайта: Кирилл Холдин
В оформлении сайта www.dionisy.ru использованы фотоработы
Ю.И.Холдина из серий "Фрески Ферапонтова монастыря" и "Соловецкая Голгофа"
Copyright © Фонд "Фрески Руси"
Фотографии транслируются со слабым разрешением и для полиграфии
непригодные. При полном или частичном использовании их на своих
сайтах ссылка на авторство и на www.dionisy.ru обязательна.
Пресс-служба Фонда "Фрески Руси".
2002-2021 гг.