28.08.2014 "Российская Газета"
В конце лета Фонд "Фрески Руси" выпускает книгу "Много званых...", посвященную памяти Юрия Холдина, фотографа, художника, мастера. Сильный и цельный человек, он подчинил свой талант смиренной цели - передать красу и мудрость фресок Ферапонтова монастыря, писанных Дионисием в конце XV века, средствами фотографического искусства.
Благодаря Юрию Холдину и его жене и соавтору Екатерине Даниловой стала возможна встреча с фресками Дионисия в новом веке. Фолиант "Сквозь пелену пяти веков", подготовленный и изданный ими к 500-летию фресок Дионисия в 2002 г., получил Всероссийскую премию в номинации "Событие года".В книгу "Много званых..." вошли несколько фотографических серий Юрия Холдина, в том числе посвященные Соловкам, а также воспоминания и статьи Екатерины Даниловой поэтов Юрия Кублановского, Ольги Седаковой и др. "РГ" публикует фрагмент эссе Ольги Седаковой из книги "Много званых...".
Прямая речь
Ольга Седакова, поэт, эссеист, филолог:
-О чистоте и очищении сердца, как о даре, просит Псалмопевец ("Сердце чисто созижди во мне, Боже") и бесчисленные авторы литургических молитв и песнопений.(...)
Это закон построения литургических песнопений Ему следует и "Акафист Пресвятой Богородице", положенный в основу ферапонтовских фресок Дионисия. Он еще усилен тем, что каждый из обращенных к Богородице стихов начинается ангельским приветствием: "Радуйся!" Прямой смысл этих слов мы переживаем сильнее, поскольку такое - греческое - традиционное приветствие при встрече ("Хайре!") для русского языка непривычно. Мы желаем в этом случае не радости, как греки, а здоровья, как римляне (здравствуй! - аve!), также в библейской традиции, приветствуя, желают мира (мир вам!), а в грузинской - победы (побеждай!). И это слово встречи, "Радуйся!", составляет смысловой грунт, по которому пишутся все другие слова песнопения. Его - за всеми сюжетами - передает письмо Дионисия. Мы видим это "Радуйся!" в его цветах, линейности, композиции(...)
Гениальность трудов Юрия Холдина в том, что именно свет он сделал главной задачей своей работы с Дионисием. Он позволил нам увидеть этот видимо-невидимый, говорящий в молчании свет, который не передают самые блестящие цветные фотографии фресок в альбомах и который мы можем не увидеть даже "на месте", посещая храм Ферапонтова. Потому что, для того чтобы его увидеть, мало оптических глаз - нужен еще и тот орган восприятия, который старые книжники называли "очами ума" или "очами сердца". Мы слишком мало постарались, чтобы открыть в себе эти глаза. Юрий Холдин сделал шаг за нас - он подвел нас ближе к этому тихому свечению. На его фотоработах этого уже нельзя не заметить. Мы видим в них световую глубину образов. Она отвечает тому словесному смысловому фону Акафиста - приветствию "Радуйся!", - о котором шла речь в начале.
Я не говорю уже о том, что множество вещей и в самом простом смысле Юрий Холдин перевел для нас из невидимого в видимое. (...) В храме мы чувствуем присутствие множества изображений, которых никогда не разглядим и не свяжем между собой. Они окружают нас, смотрят сверху, но по-настоящему видимыми не становятся. Это отчасти невидимый зрительный хор. Похожим образом в многоголосой музыке наш слух воспринимает только присутствие многих мелодических линий, не будучи в силах проследить их одновременно по отдельности. (...)
Если мы сравним фотографию Юрия Холдина с привычным для нас способом представления тех же (и других) фресок в альбомах, то первое, что приходит в голову: они дышат! Привычные фотографии создают впечатление непроницаемой поверхности, гладкого одномерного мира. В фотографию Холдина входит живая глубина: в эту глубину погружены цвета и очертания изображений, они то уходят в ее даль, то приближаются - они внутренне не статичны. Говоря об иконописи, обычно начинают (а часто и кончают) ее перспективным анализом, отличием от прямой перспективы. Но это далеко не всё. Иконное письмо не плоско: в нем есть глубина, которая достигается не линейной перспективой (прямой или обратной), а этим всеприсутствием и разнообразной жизнью света. Он прячет и открывает, сближает и удаляет, выдвигает вперед и отводит назад изображения и цвета.
Одним из символов современности можно считать глянцевую плоскость монотонно и агрессивно отражающую свет. Глянец, пластик, ламинирование... За эту гладкую плоскость свет и воздух не проникнут, она отражает их, как щит. Это больше, чем зрительный - это смысловой образ. Так построены и актуальные "смыслы" информативной эпохи. Дионисий в передаче Юрия Холдина открывает возможность другой поверхности, шероховатой, впускающей, приберегающей и излучающей смысл, как поверхность жемчуга, а не отграненного отполированного камня.
Это свет щадящий. Пропитанная им цветопись храма, его цветовая сумма предельно милостива к нашему зрению. И вместе с тем она не позволяет ему расслабиться, утонуть в приятных ощущениях, как бывает с туманными акварелями. Тихо, но сильно и ясно. И нельзя упустить ни одной частности: все имеет смысл, и смыслов очень много, и они друг друга толкуют. Потому что это мудрый свет, как уже говорилось, "свет разума", свет Премудрости. То, что физическим прообразом умного света для Дионисия был свет северных небес, несомненно, значимо, и Юрий Холдин дает это ощутить. Южный свет преобразился бы в нечто другое.
В заглавие этих заметок я взяла слова молитвы церковного богослужения "Свете тихий". Она переведена с греческого. Славянское "тихий" передает греческое "хиларос": радостный, мирный, не несущий в себе угрозы. Славянский перевод добавил в это определение Света (речь идет о Христе) - или усилил в нем значение тишины. Я думаю, что этот тихий свет, молчаливая слава - особый дар русской культуры. В золотой век нашей иконописи он открылся во всей своей силе в письме преподобного Андрея Рублева и Дионисия.(...). Отсветы его можно увидеть в разных произведениях позднейших эпох. Нам остается надеяться, что он все же не покинет нашу землю, на которой слишком многое прямо противоположно и враждебно ему. Обещание этого можно увидеть в подвижнической работе Юрия Холдина: она представляет собой не напоминание о былых сокровищах, но новое и неожиданное явление того же "тихого света".
"Российская газета" - Федеральный выпуск №6466 (194)
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
"ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ"
В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ
С 13 ноября 2015 г. выставка "ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ" (полный ферапонтовский цикл Ю.Холдина) экспонируется в Новосибирском государственном художественном музее... Продолжение
ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТЕ НОВОСИБИРСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Выставку фоторабот Юрия Холдина открыли Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, директор Художественного музея С.М. Дубровин и вдова фотохудожника Е.В. Данилова... Продолжение
ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру»
в НГХМ. Редакция радио "Логос" 18.11.2015
В Новосибирском Государственном Художественном Музее обрела своё временное пристанище экспозиция «Свет фресок Дионисия – миру», ранее располагавшаяся в Храме Христа Спасителя в Москве... Продолжение
ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Екатерина Данилова Соработники. Редакция радио "Логос" 23.11.2015
Екатерина Владимировна Данилова, подарившая новосибирцам возможность встречи с творчеством великого русского иконописца Дионисия, рассуждает о сложностях... Продолжение
Е.В. Данилова: "Вечный полдень Дионисия" (публикация в периодическом журнале НГХМ)
О фотооткрытии Дионисия написано немало. Можно о нем полемизировать, можно его принимать... Продолжение
Слово и Дело с Андреем Фефеловым. Выпуск №7. Екатерина Данилова. ВИДЕО
Екатерина Данилова о наследии замечательного фотохудожника Юрия Холдина и искусстве
фотографии... Продолжение
Дионисий и Холдин: история шедевра. ВИДЕО
Интервью Екатерины Даниловой РИА
«Иван-Чай»... Продолжение
Беседы Евгения Данилова Свет фресок Дионисия
Искусствовед, вдова фотохудожника Юрия Холдина, Екатерина Данилова рассказывает о выставочно-художественном проекте «Свет фресок Дионисия»... Продолжение
Национальный проект без национального статуса Русская народная линия
О проблемах уникального образа представления фресок Ферапонтова монастыря в XXI веке… Продолжение
Братва и исихасты.
свет фресок Дионисия и ореол проблем
Сейчас уже все, в принципе способные понимать, понимают, что наш знаменитый мастер художественной фотографии Юрий Холдин – явление мирового масштаба... Продолжение
С 24 февраля в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" открывается новая выставка проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру". Это не просто рядовая выставка, а особая акция Продолжение...
«Свет фресок Дионисия – миру». Этот фотопроект Юрия Холдина в Москве демонстрируют не впервые. Но каждый такой показ не остается незамеченным. Ведь это возможность увидеть уникальные росписи, не выезжая из столицы. Продолжение
Суббота, 19 Мар, 14:00. Встреча с Е.В. Даниловой.
О фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре известно из лекций искусствоведов и цветных альбомов. Но то, что открылось фотохудожнику Юрию Холдину, когда он увидел эти росписи... Продолжение
Беседа Антонины Арендаренко с Президентом Фонда "Фрески Руси" Екатериной Даниловой... Продолжение
В Москве, в старинном особняке «Дом Нащокина» проходит выставка фоторабот Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру». Проект позволяет увидеть своими глазами... Продолжение
имени В.И. Сурикова открывается фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия»... Продолжение
Современной России – наследнице богатейшей культуры есть, чем гордиться, но далеко не всякое творческое явление... Продолжение
Накануне 9-ой годовщины памяти Ю.Холдина в эфире радио "Радонеж" прозвучала тема, которая приобретает особую актуальность в эпоху цифровых технологий.... Продолжение
Министерство культуры Ставропольского края, фонд «Фрески Руси» (Москва), Ставропольский краевой музей
изобразительных искусств совместно с региональным отделением Союза художников России представляет проект Юрия Холдина... Продолжение
12 сентября 2016 года в выставочном зале Ставропольской краевой организации «Союз художников России» открывается выставка «Свет фресок Дионисия – миру»...Продолжение
В рамках мероприятий VII Международного Славянского форума искусств в Выставочном зале Союза художников Ставрополя прошло открытие фотовыставки «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение
Фестиваль «Золотой Витязь», проходящий сейчас на Ставрополье, познакомил жителей краевого центра с уникальным проектом «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение
Светлая вдохновенная атмосфера праздника, чистоты духа и безграничной любви поселилась в Ставрополе в выставочном зале Союза художников... Продолжение
Промыслительно в Красноярске оказалась выставка работ гениального фотохудожника Юрия Ивановича Холдина... Продолжение
Выставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия» откроется 3 ноября в 15.00 в Юго-Западной башне Вологодского кремля... Продолжение
Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» открылась в Юго-Западной башне Вологодского кремля. На ней представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение
С 16 января 2017 г. в течение месяца в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" ЦС ВООПИИиК (Гагаринский пер., 4/2) почитатели проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру", хорошо известного в художественной среде, смогут увидеть вершинное творение конца XV века — фрески Ферапонтова монастыря... Продолжение
Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» работает Юго-Западной башне Вологодского кремля. В экспозиции представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение
3 - 18 марта 2018 г.
24 ноября - 24 декабря 2018 г.
ДРУГИЕ НОВОСТИ
®©ПРОЕКТ "СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ - МИРУ"
Просветительская программа www.dionisy.ru
Программирование сайта: НО Фонд "Фрески Руси"
Дизайн сайта: Кирилл Холдин
В оформлении сайта www.dionisy.ru использованы фотоработы
Ю.И.Холдина из серий "Фрески Ферапонтова монастыря" и "Соловецкая Голгофа"
Copyright © Фонд "Фрески Руси"
Фотографии транслируются со слабым разрешением и для полиграфии
непригодные. При полном или частичном использовании их на своих
сайтах ссылка на авторство и на www.dionisy.ru обязательна.
Пресс-служба Фонда "Фрески Руси".
2002-2021 гг.